Именованные объекты
Второй способ, позволяющий нескольким процессам совместно использовать одни и те же объекты ядра, связан с именованием этих объектов. Именование допускают многие (но не все) объекты ядра. Например, следующие функции создают именованные объекты ядра.
HANDLE CreateMutex(
PSLCURITY_ATTRIBUTES psa,
BOOL bInitialOwner,
PCTSTR pszName);
HANDLE CreateEvent(
PSECURITY_ATTRIBUTES psa,
BOOL bManualReset,
BOOL bInitialState,
PCTSTR pszName);
HANDLE CreateSemaphore(
PSECURITY_ATTRIBUTES psa,
LONG lInitialCount,
LONG lMaximumCount,
PCTSTR pszNarne);
HANDLE CreateWaitableTimer(
PSLCURITY_ATTRIBUTES psa,
BOOL bManualReset,
PCTSTR pszName);
HANDLE CreateFileMapping(
HANDLE hFile,
PSECURITY_ATTRIBUTES psa,
DWORD flProtect,
DWORD dwMaximumSizeHigh,
DWORD dwMaximumSizeLow,
PCTSTR pszName);
HANDLE CreateJobObject(
PSECURITY_ATTRIBUTES psa,
PCTSTR pszName);
Последний параметр, pszName, у всех этих функций одинаков. Передавая в нем NULL, Вы создаете безымянный (анонимный) объект ядра. В этом случае Вы можете разделять объект между процессами либо через наследование (см. предыдущий раздел), либо с помощью DuplicateHandle (см. следующий раздел). А чтобы разделять объект по имени, Вы должны присвоить ему какое-нибудь имя. Тогда вместо NULL в параметре pszName нужно передать адрес строки с именем, завершаемой нулевым символом. Имя может быть длиной до MAX_PATH знаков (это значение определено как 260). К сожалению, Microsoft ничего не сообщает о правилах именования объектов ядра. Например, создавая объект с именем JeffObj, Вы никак не застрахованы от того, что в системе еще нет объекта ядра с таким именем. И что хуже, все эти объекты делят единое пространство имен. Из-за этого следующий вызов CreateSemaphore будет всегда возвращать NULL:
HANDLE hMutex = CreateMutex(NULL. FALSE, "JeffObj");
HANDLE hSem = CreateSemaphore(NULL, 1, 1, "JeffObj");
DWORD dwErrorCode = GetLastError();
После выполнения этого фрагмента значение dwErrorCode будет равно 6 (ERROR_INVALID_HANDLE).
Полученный код ошибки не слишком вразумителен, но другого не дано.
Теперь, когда Вы научились именовать объекты, рассмотрим, как разделять их между процессами по именам. Допустим, после запуска процесса А вызывается функция:
HANDLE hMutexPronessA = CreateMutex(NULL, FALSE, "JeffMutex");
Этот вызов заставляет систему создать новенький, как с иголочки, объект ядра "мьютекс" и присвоить ему имя JeffMutex. Заметьте, что описатель hMutexProcessA в процессе А не является наследуемым, — он и не должен быть таковым при простом именовании объектов.
Спустя какое-то время некий процесс порождает процесс В. Необязательно, что-бы последний был дочерним от процесса А; он может быть порожден Explorer или любым другим приложением. (В этом, кстати, и состоит преимущество механизма именования объектов перед наследованием.) Когда процесс В приступает к работе, исполняется код:
HANDLE hMutexProcessB = CreateMutex(NULL, FALSE, "JeffMutex");
При этом вызове система сначала проверяет, не существует ли уже объект ядра с таким именем. Если да, то ядро проверяет тип этого объекта. Поскольку мы пытаемся создать мьютекс и его имя тоже JeffMutex, система проверяет права доступа вызывающего процесса к этому объекту. Если у него есть все права, в таблице описателей, принадлежащей процессу В, создается новая запись, указывающая на существующий объект ядра. Если же вызывающий процесс не имеет полных прав на доступ к объекту или если типы двух объектов с одинаковыми именами не совпадают, вызов CreateMutex заканчивается неудачно и возвращается NULL.
Однако, хотя процесс В успешно вызвал CreateMutex, новый объект-мьютекс он не создал. Вместо этого он получил свой описатель существующего объекта-мьютекса. Счетчик объекта, конечно же, увеличился на 1, и теперь этот объект не разрушится, пока его описатели не закроют оба процесса — А и В. Заметьте, что значения описателей объекта в обоих процессах скорее всего разные, но так и должно быть, каждый процесс будет оперировать с данным объектом ядра, используя свой описатель.
NOTE:
Разделяя объекты ядра по именам, помните об одной крайне важной вещи.
Вызывая CreateMutex, процесс В передает ей атрибуты защиты и второй параметр. Так вот, эти параметры игнорируются, если объект с указанным именем уже существует! Приложение может определить, что оно делает: создает новый объект ядра или просто открывает уже существующий, — вызвав GetLastError сразу же после вызова одной из Create-функций:
HANDLE hMutex = CreateMutex(&sa, FALSE, "JeffObj");
if (GetLastError() == ERROR_ALREADY_EXISTS) {
// открыт описатель существующего объекта sa.lpSecurityDescriptor и второй параметр (FALSE) игнорируются
} else {
// создан совершенно новый объект sa.lpSecurityDescriptor и второй параметр (FALSE) используются при создании объекта
}
Есть и другой способ разделения объектов по именам. Вместо вызова Create-функции процесс может обратиться к одной из следующих Open-функций:
HANDLE OpenMutex(
DWORD dwDesiredAccess,
BOOL bInheritHandle,
PCTSTR pszName);
HANDLE OpenEvent(
DWORD dwDesiredAccess,
BOOL bInheritHandle,
PCTSTR pszName);
HANDLE OpenSemaphore(
DWORD dwDesiredAccess,
BOOL bInheritHandle,
PCTSTR pszName),
HANDLE OpenWaitableTimer(
DWORD dwDesiredAccess,
BOOL bInheritHandle,
PCTSTR pszName);
HANDLE OpenFileMapping(
DWORD dwDesiredAccess,
BOOL bInheritHandle,
PCTSTR pszName);
HANDLE Openjob0bject(
DWORD dwDesiredAccess,
BOOL bInheritHandle,
PCTSTR pszName);
Заметьте: все эти функции имеют один прототип. Последний параметр, pszName, определяет имя объекта ядра. В нем нельзя передать NULL — только адрес строки с нулевым символом в конце Эти функции просматривают единое пространство имен объектов ядра, пытаясь найти совпадение. Если объекта ядра с указанным именем нет, функции возвращают NULL, a GetLastError — код 2 (ERROR_FILE_NOT_FOUND). Но если объект ядра с заданным именем существует и если его тип идентичен тому, что Вы указали, система проверяет, разрешен ли к данному объекту доступ запрошенного вида (через параметр dwDesiredAccess).
Если такой вид доступа разрешен, таблица описателей в вызывающем процессе обновляется, и счетчик числа пользователей объекта возрастает на 1 Если Вы присвоили параметру bInheritHandle значение TRUE, то получше наследуемый описатель.
Главное отличие между вызовом Create- и Open-функций в том, что при отсутствии указанного объекта Create-функция создает его, а Open-функция просто уведомляет об ошибке.
Как я уже говорил, Microsoft ничего не сообщает о правилах именования объектов ядра Но представьте себе, что пользователь запускает две программы от разных компаний и каждая программа пытается создать объект с именем "MyObject". Ничего хорошего из этого не выйдет. Чтобы избежать такой ситуации, я бы посоветовал создавать GUID и использовать его строковое представление как имя объекта.
Именованные объекты часто применяются для того, чтобы не допустить запуска нескольких экземпляров одного приложения. Для этого Вы просто вызываете одну из Create-функций в своей функции main или WinMain и создаете некий именованный объект. Какой именно — не имеет ни малейшего значения. Сразу после Create-функции Вы должны вызвать GetLastError Если она вернет ERROR_ALREADY_EXISTS, значит, один экземпляр Вашего приложения уже выполняется и новый его экземпляр можно закрыть. Вот фрагмент кода, иллюстрирующий этот прием:
int WINAPI WinMain(HINSTANCE hinstExe, HINSTANCE, PSTR pszCmdLine, int nCmdShow} {
HANDLE h = CreateMutex(NULL, FALSE, "{FA531CC1-0497-11d3-A180-00105A276C3E}");
lf (GetLastError() == ERROR_ALREADY_EXISTS){
// экземпляр этого приложения уже выполняется
return(0),
}
// запущен первый экземпляр данного приложения
// перед выходом закрываем объект
CloseHandle(h),
return(0);
}
Пространства имен Terminal Server
Terminal Server несколько меняет описанный выше сценарий. На машине с Terminal Server существует множество пространств имен для объектов ядра. Объекты, которые должны быть доступны всем клиентам, используют одно глобальное пространство имен. (Такие объекты, как правило, связаны с сервисами, предоставляемыми клиентским программам.) В каждом клиентском сеансе формируется свое пространство имен, чтобы исключить конфликты между несколькими сеансами, в которых запускается одно и то же приложение.
Ни из какого сеанса нельзя получить доступ к объектам другого сеанса, даже если у их объектов идентичные имена.
Именованные объекты ядра, относящиеся к какому-либо сервису, всегда находятся в глобальном пространстве имен, а аналогичный объект, связанный с приложением, Terminal Server по умолчанию помещает в пространство имен киентского сеанca. Однако и его можно перевести в глобальное пространство имен, поставив перед именем объекта префикс "Global\", как в примере ниже.
HANDLE h = CreateEvenL(NULL, FALSE, FALSE, "Global\\MyName");
Если Вы хотите явно указать, что объект ядра должен находиться в пространстве имен клиентского сеанса, используйте префикс "Local\":
HANDLE h = CreateEvent(NULL, FALSE, FALSE, "Local\\MyName");
Microsoft рассматривает префиксы Global и Local как зарезервированные ключевые слова, которые не должны встречаться в самих именах объектов. К числу таких слов Microsoft относит и Session, хотя на сегодняшний день оно не связано ни с какой функциональностью. Также обратите внимание на две вещи, все эти ключевые слова чувствительны к регистру букв и игнорируются, если компьютер работает без Terminal Server.